Школа. Математика

Школа. Математика

31.03.2019 1 Автор admin

Мы уже задавались вопросом, почему дети не хотят идти в школу и не получают ни удовольствия, ни счастливого детства, ни необходимого объема знаний.

Проблема настолько многогранна, что сложно даже определить, с какой стороны подступиться.

Начнем с  математики. Положительные изменения здесь есть (хоть разделили на базовый и профильный уровни). Но пока даже по непрофильному 8 классу в учебнике математики вижу такие задания:

Итак, в целом есть две диаметрально противоположные (на первый взгляд) точки зрения.

Первая:

«Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)

«Математика – гимнастика ума»  (Суворов)

«Наука математика – царица всех наук» (Гаусс)

Вторая:

«Высшая математика убивает креативность» (Фурсенко, экс-министр образования и науки РФ)

Выражения вырваны из текста, поэтому и первая, и вторая имеют право на существование. 

Защищая первую, никто не станет отрицать, что умения прибавлять, вычитать, умножать и делить  действительно являются базовыми для всех наук. Нужны также проценты, дроби  и другие некоторые вещи, которые мы постоянно применяем в жизни. 

Кстати, я зауважал Андрея Фурсенко, нужно было осмелиться сказать такое в адрес высшей математики. Очевидно, правильные вещи говорил человек, если во всех СМИ рисовался его исключительно негативный образ. 

А вот о чем он говорил еще в 2009 году:

Необходимо существенно уменьшить нагрузку на старшеклассников. Для этого исключить высшую математику. «Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность». Российская академия образования занимается разработкой новых образовательных стандартов, представители академии поднимают вопрос о перегрузках на здоровье школьников, но в то же время предлагают стандарты, «в которых мы от перегрузок ни в коей степени не уходим» (!).

«Здесь можно абсолютно точно доказать, что это лишнее и перегрузка. А с другой стороны, школьники меньше знают настоящую школьную арифметику и математику». (Абсолютно согласен — админ)

«Мы должны ориентироваться не на гениальных учителей и не на выдающихся школьников, а на 13,5 млн учеников как в селе, так и в городе».

Фурсенко отметил, что он лично, как и ректор МГУ Виктор Садовничий, не изучал в школе высшую математику, но при этом чувствует себя «не дурнее других». Садовничий поддержал министра.

Их противники говорят, что стране нужны инженеры и ученые. На что Садовничий сказал, что необходимые знания будущие инженеры получат в ВУЗе (а он знает, что говорит ,т.к. являясь ректором МГУ, около 40 лет  заведует там кафедрой математики), и получат именно те, которые пригодятся им на практике. Вдобавок представители ВУЗов также заявляют, что те начала анализа, которые дают в школе, абсолютно не нужны в высшей школе. Вопрос — а кому же тогда нужно, чтобы она была в школе (как обычно, нужно искать Cui prodest? (кому выгодно?)).

Возвращаясь к защитникам математики, —  они твердят, как заклинание, что она — гимнастика ума и приводит его в порядок. Уверен, что живи сейчас Ломоносов, и была б его воля, вот бы он теперешними учебниками по математике по мордасам этой Академии образования врезал.

Говорят, что математика развивает логику, — так для этого есть своя наука — логика, которая при правильном преподавании есть очень даже интересный предмет. Есть креативные задачки-головоломки (раньше их любили).

Твердят, что математика развивает память — да есть куча языков, включая китайский, можно сколько угодно тренировать, и язык интересный, и польза будет — на китайском говорят 1,5 миллиарда человек, и эта страна уже практически — сверхдержава.

В статье «Математика в школе: девять вещей которые бесят»,  автор (учитель) отмечает проблемы преподавания математики — оторванность от жизни, догматизм, зубрежка, некорректные задания. В том числе отмечает и переизбыток теоретической высшей математики. И вывод его таков: «И это лейтмотив всей школьной программы: всё очень сложно, не вовремя, рано, трудно и непонятно зачем. А на выходе убитая мотивация, раздавленная самооценка и пылающая ненависть к математике»!

Таким образом вырисовываются первые необходимости:

  • исключение из школьной программы высшей математики и того начала анализа, который там якобы дают;
  • улучшение изучения, практических навыков и умений в арифметике и простейшей математике;
  • избегание перегрузок;
  • развитие креативности и логики;
  • «правильные» учебники.

Для справки:

В это трудно поверить, но противники высшей математики в школе:

Андрей Фурсенко — кандидат физико-математических наук, окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, специалист в области вычислительной физики.

Виктор Садовничий — окончил механико-математический факультет МГУ, математик, докторская диссертация— «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра», почти 40 лет является заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета.

Про ученых.

Статистика говорит, что в нашей стране около 800 тысяч ученых, занимающихся разработками, (только 400 тысяч непосредственно заняты исследованиями). Кто-то занимается религией, историей, медициной и т.п. Сколько с использованием высшей математики, сказать сложно, но возьмем «с потолка», что половина. Работающих — около 70 миллионов.  Значит, ученых, связанных с высшей математикой — 0,57 % от числа.

Если в школе в параллели шесть классов по 28 человек, то в такую науку уйдет с выпуска 1 (один!) выпускник. В городе для таких ребят, а их сразу видно, можно или иметь спецшколы, или давать им один день (например, пятницу) для совершенствования своих математических способностей в математических кружках или у более продвинутого преподавателя. 

Что делать остальным? А заниматься в этот день своими любимыми предметами — историей, физикой, литературой. Если нет тяги к дополнительным предметам, и есть слабые знания по базовым дисциплинам — работать над этими проблемами. 

Анекдот в тему:

Встречает мужик своего преподавателя по ВУЗу лет через восемь после окончания, разговорились, вспомнили время былое. Профессор спрашивает:
— Вот я вам читал три года высшую математику, скажи, в жизни тебе мои знания когда-нибудь пригодились?
Студент, подумав:
— А ведь был один случай.
— Очень интересно, расскажите, я его буду на лекциях рассказывать, что высшая математика — не такая абстрактная наука, и в жизни бывает нужна.
— Шел я как-то по улице, и мне шляпу ветром в лужу сдуло. Так я взял кусок проволоки, загнул его в форме интеграла и достал шляпу!