Круговой перекресток

Круговой перекресток

28.08.2019 0 Автор admin

Когда-то давно читал, что генеральный (или главный) конструктор одного советского автомобильного завода, выпускавшего легковые автомобили, никогда не садился за руль и никогда не имел собственного автомобиля. Не знаю, правда это или байки критиканов, ведь успехи советского автопрома достигались благодаря отдельным талантливым инженерам, и зачастую вопреки, а не благодаря тогдашним условиям.

Однако история про того конструктора часто вспоминается, когда сталкиваешься с «интересными» решениями в той или иной области.

Вот, например, круговой перекресток. Он имеет свои преимущества и недостатки, но преимуществ все-таки имеет больше перед обычным перекрестком. 

Как сообщает Википедия, первый такой перекресток был оборудован в 1901 году в Париже вокруг Триумфальной арки.

Перекресток немного хаотичный, но за счет низкой скорости можно съехать (не без затруднений) на необходимую улицу, а их здесь соединяется 12 штук:

 

Местным водителям, конечно, попроще ориентироваться. А вот иногородним… Одно только предложение навигатора: «Въедьте на дорогу с круговым движением и съедьте, используя одиннадцатый съезд» чего стоит. Конечно же, никаких разделительных полос там не существует. Можно посмотреть видео для наглядности.

Есть не менее интересный перекресток в Англии, схема которого в заголовке статьи. В действительности он выглядит так:

Однако обычный круговой перекресток гораздо проще, но из-за присущих ему недостатков вызывает некоторые трудности при его проезде. Не буду перечислять сразу все, рассмотрю отдельный случай.

Простой перекресток в нашем городе.  Ничего особенно сложного:

 

Направление А—Е это въезд в город, Д—Б выезд из города, по две полосы в каждом направлении, В и Г — это второстепенная дорога. Действительно, на первый взгляд ничего сложного, но я чуть не попал на нем в аварию. Притом даже и не уверен, кто прав, кто виноват. Я подъехал к кольцу со стороны В (машина нарисована зеленым цветом), а с дороги Д в средний ряд кругового перекрестка въехал автомобиль (обозначен красным).

Никакого сигнала поворота он не показывал, и я предположил, что он будет продолжать ехать по среднему ряду. Крайний правый ряд кольца был свободен, и я спокойно на него въехал. Однако красный автомобиль, очевидно, посчитал, что он движется по главной дороге и я, въезжающий на перекресток со второстепенной дороги, должен уступить ему дорогу в любом случае. Он стал громко сигналить и выскочил откуда-то сзади меня. Дорогу ему я успел уступить, однако по правилам, наверное, он должен был уступить — мы одновременно оказались на кольце между дорогами Б и В, он на средней полосе, я на крайней правой, и он должен пропустить меня, как помеху справа.

Наверное, круговые перекрестки нужно проектировать не просто рисуя круги, а создавать под конкретные условия, и в данном случае можно было немного «модернизировать» обычную схему движения.

Если внимательно посмотреть на наш перекресток, можно отметить:

  • основное движение идет с дороги А в направлении дороги Е (въезд в город) и с дороги Д на дорогу Б (выезд из города);
  • судя по отпечаткам протекторов, эти автомобили «срезают» поворот и из крайней полосы дороги А въезжают сразу на среднюю полосу круга и с нее — опять в крайний правый ряд дороги Е;
  • по такой же траектории  едут автомобили с дороги Д на дорогу Б, не используя крайнюю полосу круга;
  • крайняя правая полоса круга используется практически только при повороте с дороги Д на Г и при повороте с дороги В на Б.

На примере нашего перекрестка предложить можно другую схему, но сначала посмотрим на один перекресток в Марокко. 

Здесь использован такой принцип — если автомобиль после въезда на круг должен повернуть направо на первом же повороте, то такой автомобиль вообще не нужно запускать на круг.

Рассмотрим наш «модернизированный» перекресток (рисовал явно не художник):

Преимущества:

  • автомобилям, движущимся из А в Е, из Д в Г, из В в Б не нужно останавливаться перед перекрестком, это экономия бензина и тормозных колодок, — например в город (это из А в Е) въезжают тысячи машин в день.
  • траектории автомобилей, движущихся в этих направлениях (а это практически 50 %), вообще не пересекаются с траекториями других автомобилей, что исключает такие случаи, как произошедший со мной, а значит, в два раза снижается возможность аварии;
  • при выезде из города (с дороги Д на дорогу Б) нет необходимости ждать, пока по кольцу проедут машины, движущиеся в город (из А в Е), ведь не все они показывают поворот при съезде, и не совсем понятно направление их дальнейшего движения, поэтому приходится на всякий случай ожидать просвета в движении; 
  • большая  часть машин пройдет мимо кольца, а те, кто въезжают на круг, могут  спокойно ехать по нему, как по главной дороге — никаких неожиданных помех справа не будет и не нужно отвлекаться на машины, въезжающие на круг — все они явно должны уступить дорогу;
  • при въезде на круг однозначно понятно, что в любом случае нужно уступить дорогу;
  • любой поворот и разворот можно сделать безопасно — въехав на кольцо, не нужно перестраиваться на нем, нужно просто съехать в необходимом направлении.

Отдельно хотел бы отметить, что такой часто встречающийся случай, как на фото ниже, на «нашем» перекрестке исключен. Кстати, этот случай немного похож на тот, в котором оказался я, и Интернет говорит, что первым должен проехать синий автомобиль

Вспоминаю того автомобильного конструктора, когда въезжаю на круговые перекрестки, потому что задаюсь вопросом — а ездит ли по таким перекресткам тот проектировщик, который рисует за кульманом красивые, но бестолковые круги в строящихся микрорайонах.

Текст получился немного сложный, но наверное, если кому случиться иметь дело с проектированием и строительством кругового перекрестка, задумается, как же его потом проезжать, и поручит смоделировать движение.

Кстати, на этом видео, с 46 секунды, показан перекресток, принципиально похожий на предлагаемый нами, и он один из самых эффективных (если выбирать из одноуровневых).

 

Анекдот в тему (с бородой, советских времен):

Мужик приходит в магазин и говорит:

— Меня доберман ждет на улице, мне срочно нужен ватман.

— Товарищ Ватман в отпуске.

— Да нет, Вы не поняли — мне нужен ватман для кульмана.

— А товарищ Кульман уволился две недели назад.

— Да вы меня меня не так поняли, я дизайнер.

— Ну мы уж поняли, что не Иванов!